PDA-версия сайта "Перевозка больных"

Перевозка больных - т. (495) 741-06-41

Санитарная авиация и аэромедицинская транспортировка

Во всем мире, и в России в том числе, за последнее десятилетие число больных, транспортируемых по воздуху санитарной авиацией резко возросло, например, в США до 100 тыс. больных в год. С аэромедицинской перевозкой могут столкнуться врачи любых специальностей, но особенно реаниматологи, кардиологи и хирурги.


Классификация медицинской воздушной транспортировки
Классифицируется медицинская воздушная транспортировка следующим образом:
- перевозка на самолете (реактивный, винтовой)
- на вертолете (с одним двигателем, с двумя двигателями)

Оба типа транспортировки имеют свои недостатки и преимущества. Например, преимущества медицинского реактивного самолета - это скорость (750-900 км/ч), большая "дальнобойность", высокая безопасность, малая зависимость от погоды, низкий уровень шума в кабине и атмосферное давление в кабине. Его недостатки - нужен хороший аэродром, высокая стоимость перевозки, нужна дополнительная наземная транспортировка (машина скорой помощи). Кроме того, во всем мире из всех типов используемых реактивных самолетов ни один не был специально спроектирован как под санитарную авиацию, как "воздушная скорая помощь" - всегда приходится переделывать (из "бизнес-джета", например), а это накладывает определенные конструктивные ограничения. На некоторых больных плохо влияет значительное ускорение при взлете. Многие жалуются на очень большую сухость воздуха в кабине.
Винтовой санитарный самолет летит медленнее, но зато ему не нужна длинная и качественная посадочная полоса. Не все винтовые самолеты имеют герметичные кабины (для больных с некоторыми патологиями это неприемлемо). Естественно, при таком типе медицинской транспортировки также нужна дополнительная наземная скорая помощь. 
Санитарный вертолет может сесть практически на любой ровной площадке иногда - прямо возле больницы, загрузка и выгрузка из него может осуществляться очень быстро, даже при работающих двигателях. Скорость современных медицинских вертолетов превышает 200 км/ч. Недостатки следующие: очень шумно в кабине, высокий уровень вибрации (это может нарушать работу некоторого медицинского оборудования и вообще вызывать дискомфорт больного и медбригады), как правило, кабина не герметизируется, большая зависимость от погоды, ограниченная дальность перелета (около 400 км), некоторые вертолеты не могут летать в темное время суток.

Практически всегда, какой бы способ транспортировки не был выбран (даже если перевозка осуществляется на ИЛ-86), существенно ограничено пространство для работы с больным.

Кроме того, есть классификация аэротранспортировок по характеру заболевания перевозимого пациента. Две большие категории: 
- больные травматологического профиля
- больные нетравматологического профиля
Наличие или отсутствие травмы влияет, главным образом, на необходимое для перевозки оборудование и медикаменты.

И, наконец, третья классификация:

- первичная транспортировка (с места аварии или с поля боя). Чаще всего наземным транспортом или медицинским вертолетом. Больные часто нестабильны, нуждаются в неотложных реанимационных мероприятиях.

- вторичная транспортировка (из обычной больницы в специализированный центр, например). Тут, помимо автомобилей и вертолетом, нередко используются санитарные самолеты. Больных обычно удается стабилизировать перед полетом/перевозкой, но зато и полетное время гораздо дольше.


Зачем нужна воздушная транспортировка

В целом можно сформулировать так - перевозят больных, требующих такого лечения, которое невозможно оказать на месте. Всегда надо взвешивать, что для больного лучше остаться на месте или быть перевезенным в лучшую больницу, подвергнувшись риску воздушной транспортировки (а он всегда есть!). Чаще всего решение "перевозить-не перевозить" принимать достаточно легко - например, бригаде МЧС или "03" на месте автоаварии - ясно, что на дороге тяжелого больного не вылечишь. Или, если больному требуется трепанация черепа, а в данной больнице нейрохирургии нет - надо перевозить.
Бывает, наоборот, решение о перевозке принять трудно. Представим себе пациента в острой фазе инфаркта миокарда в неспециализированном стационаре, где нет современных препаратов и оборудования. Перевозить его надо, но во время транспортировки могут возникнуть грозные осложнения, с которыми в воздухе (даже в специализированном санитарном самолете!) бороться будет нелегко.

Тут решение принимается в зависимости от наличия транспортного оборудования, квалификации медицинской бригады, желания больного и родственников и т.д.

К сожалению, в России многие платные скоропомощные компании, рекламирующие себя в качестве медицинских воздушных перевозчиков, используют неподготовленные самолеты и неопытный в аэромедицинской транспортировке персонал, снятый с дежурства в какой-либо больнице. В таких компаниях нет выработанных протоколов перевозки, нет специализированного медицинского оборудования, нет медицинского контроля качества, т.е. больные подвергаются неоправданно высокому риску.


Безопасность аэромедицинской транспортировки
В целом, аэромедицинская транспортировка достаточно безопасна. За последние 3 года нам стало известно только двух случаях падения медицинских самолетов (оба винтовые) один разбился в Африке, другой в США. Катастрофы вертолетов случаются чаще в США за последний год (2004) зарегистрировано 12 случаев. К счастью, падения вертолетов не всегда приводят к гибели экипажа и пассажиров. 


Состав медицинской бригады
В России в большинстве аэромедицинских транспортировок обязательно участвует врач (чаще всего анестезиолог реаниматолог), которому помогает реанимационная медицинская сестра. В состав бригады могут быть включены врачи других специальностей, например нейрохирург - это зависит от характера патологии. Если необходима перевозка очень тяжелого больного, бригада может быть расширена - еще один врач или дополнительная сестра. 
За границей врачи летают редко - в основном по финансовым причинам, чаще всего бригада состоит из парамедика (аналог нашего фельдшера) и медицинской сестры.  


Оборудование для аэромедицинской транспортировки
Оборудование должно быть легким, компактным, ударо-, вибро- и влагоустойчивым и иметь автономный источник питания. Для перевозки реанимационных больных на борту должен быть аппарат ИВЛ, кардиомонитор (желательно с инвазивным измерением артериального давления), шприцевые насосы, инфузоматы, дефибриллятор с кардиостимулятором, ковшовые носилки, спинальная доска, вакуумный матрас, акъя (спасательные носилки) и т.д.

Окончание>

 

 

Транспортная медицина

Скорая помощь

Первая помощь

Военная медицина

Неотложная медицинская помощь

Источник питания skat-v.4 по низкой цене.
Купите душевую кабину на сайте Заказать душевые ограждения, шторки (уголок) с индивидуальными размерами laksant.ru
.
Купите душевую кабину на сайте Заказать душевые ограждения, шторки (уголок) с индивидуальными размерами laksant.ru
.
Купите душевую кабину на сайте Заказать душевые ограждения, шторки (уголок) с индивидуальными размерами laksant.ru
.

Перевозка больных


Перевозка больных самолетом


Медицинский туризм


Медицинская библиотека↓


Предупреждение травматизма↓


Запросы на перевозку↓


Скорая архив↓